Skip to content
 

Вечные ученики и в чем их опасность для вас

опять двойка

В предыдущей статье я еще раз напомнила, что учительство человека без запроса — это хамство в большинстве случаев. Поучайте ваших несовершеннолетних детей, а не взрослых людей, которые их учить не просили. Однако есть ситуации диаметрально противоположные. Когда — напротив — запрос на обучение поступает к вам огромный и постоянный. Здесь бы нормальному гармоничному человеку насторожиться, но училки с радостью бегут показывать свою профпригодность этим ученикам. Казалось бы: вполне комплеметарная парочка, дополняют друг друга. Один постоянно учится, другой вечно учит. Встретились садист с мазохистом. Но не все так просто, и даже у подобных задвигов есть пределы. Училка хочет ею быть до определенной границы, а еще хочет получать за это компенсацию. А вот ученик может быть ненасытен. И наоборот. Вот про ненасытного ученика и поговорим.
 
Сначала ничто не предвещает беды. Просто человек к вам обращается за помощью — мол, научи да покажи, ты вона какой умный, а я дурак, вот это не умею. Ок, если второму несложно, он может обучить и показать, еще и с радостью. И дальше нужно смотреть на динамику запроса. Если ученик начнет мертвой хваткой вцепляться в учителя, умоляя постоянно его учить, контролировать. курировать, коучить, вести за ручку, но при этом сам что-то не станет делать подвижек в данных направлениях, это плохо. Это выглядит примерно так: мальчик в 6 лет захотел научиться читать. Он пошел к учителю и сказал — вот, читать не умею. Учитель с ним сначала изучит азбуку, затем… А затем придется обучать нерадивого мальчика азбуке пятый урок, десятый. Потому что мальчик вечно спрашивает — ой, а букву забыл, а покажи, вот ты умный… Давно пора уже учить слоги и составлять слова, а он все висит на азбуке. Прогресса нет, но каждый раз просит научить. Нормального учителя это бесить начнет.
 

Обучение нормально, когда:
 

  • — учитель сам добровольно хочет учить и делиться знаниями или получает за это компенсацию, которая его устраивает;
  • — ученик либо усваивает знания, применяет их на практике и растет по уровню, либо компенсирует обучение тем, что устраивает учителя.

 
Если учитель видит, что ученик вечно нуждается в обучении, поддержке, помощи, не хочет научаться элементарным вещам, которые способен осилить взрослый дееспособный человек, то он бесится. А на самом деле, такое обучение нужно заканчивать. Ведь обычно «вечные ученики» не стремятся компенсировать моральный вред, они думают, что комплиментами типа «тытакойумный» могут оплатить трудозатраты учителя. И еще наглеют — мол, ну ты же это знаешь, а я нет, ну что, сложно рассказать? Да сложно! Труд учителя — вообще очень тяжелый. Он стоит дорого, по-хорошему. Говорить человеку: «Ну ты же это лучше знаешь, вот и научи» — все равно, что говорить: «У тебя же больше денег, вот и потрать на меня». Тратить опыт или деньги человек будет на того, кто этого заслуживает. А вечный ученик — по сути, паразит, который тянет ресурсы без компенсации, прикрывая это кротким: «Ну я же просто хочу научиться». Как и человек, которому постоянно дают деньги, он их спускает на фигню, но свои заработать не хочет.
 
И вечный ученик и перманентная училка — два вида инфантилизма. С той разницей, что первый стремится ответственность спихнуть на другого (как раз учителя), а второй — напротив — решает спасти весь мир и берет на себя куда больше ответственности, чем может и вправе унести.
 
Для учителя вечный ученик может стать опасным. Вскоре учитель обнаружит, что рядом с ним находится существо, вечно не способное выполнить даже элементарные действия, постоянно ноющее и просящее сиську, а если ему не помочь, он будет гневно топать ножками и обвинять учителя во всех своих бедах. Это очень неприятная ситуация для тех, кто не умеет делить границы и уважать себя. Ученики — это и люди-флюгеры, и нытики, и играющие на дурачков. Вечные ученики — отличные манипуляторы, а не бедолажки, жадные до знаний.
 
Но все это выясняется не сразу, а в динамике. Поэтому решительно баню на сайте и Вконтакте тех, кто с умным видом орет: «Ленка, почему ты сразу не поняла???» Вот мужчина реально не понимает что-то а я в этом спец. Попросил — объяснила и помогла. Будет ли с его стороны компенсация или, как минимум, благодарность? Научится ли он это делать дальше сам? Будут ли подобные просьбы постоянно? Будет ли поведение продолжаться, если я скажу, что меня так не устраивает? Только время, только динамика. И если человек вечно просит научить, показать, рассказать, никак это не компенсирует, не научается сам. прогресса никакого, то надо его с себя снимать — этого клещика. Знаете, как вечные студенты. Получают высшее, второе высшее, курсы-фигурсы — и все для того, чтобы не работать полноценно и не входить во взрослую ответственную жизнь. Вечно отмазки — типа «я хочу на нормальную работу, но чтобы на нее устроиться, мне надо еще отучиться там-то и сям-то…» Знакомо?
 
Только не путайте с нормальным распределением обязанностей в семье. Допустим, мужчина говорит, что не умеет покупать нужные продукты, просит помочь, ведь сам он только заказывал готовую еду. И дает женщине денег, чтобы она все купила и приготовила. А ей несложно: она отлично готовит и знает, как и что брать, чтобы было экономно и вкусно. Она делает свой вклад, а он свой — деньгами. Если женщину это устраивает — здоровая счастливая семья.
 
Но если вы почувствовали, что ваш алчущий знаний ученик не делает прогресса, не желает вставать сам на ноги, не компенсирует ваш труд учителя и наставника, да еще и вешает на вас ответственность за себя («А это тыыы меняяя научииил, ты виноват!»), то сбрасывайте его с шеи. Он туда сел очень плотно. Не надо поучать его, что он взрослый. Не надо оправдываться, почему вы не хотите помочь и научить в сотый раз делать элементарную вещь. Говорите спокойно: «Нет, не помогу». Этого достаточно. Пусть хоть оборется, но если он вас откровенно использует, снимите его с шеи. Пусть гневается и, как ребенок, топает ножками и валяется по полу. Пусть обвиняет вас в том, что вы ему не хотите помочь. Пусть обзывает — можете даже уйти, что за нафиг? Но не надо срываться и продолжать обучать нерадивого и неблагодарного ученика. Учите того, кто усваивает знания, способен обучаться сам и не требует вечно вести себя за ручку в этой жизни. Учение — он она то и учение, что предполагает постоянный выход ученика на новый уровень. И часто бывает так, что выйдя на уровень учителя, ученик вынужден сменить учителя на более продвинутого, чтобы идти дальше. Проходить каждый урок азбуку — пусть это будет не про вас. Уважайте себя и свой труд.

 

Добавить комментарий

(обязательно)

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.