Skip to content
 

Подползает снизу и залезает сверху. Люди-Каонаси

Представьте себе ситуацию. К вам домой стучится худой облезлый бродяга в грязных лохмотьях и молит вас его хоть чем-то накормить. Вы сжаливаетесь над беднягой, приглашаете в дом, даете не три корочки хлеба, а миску хорошего наваристого супа, бутерброд с сыром, наливаете хорошего травяного чая. Он все это уминает жадно, правда после трапезы замечает, что готовите вы не ахти. В супе маловато мяса, сыр на бутерброде из пальмового масла, а чай слабоват. Затем вы предлагаете бродяге помыться, а он сетует, что у вас нет геля для душа с сандаловыми маслами, а халат недостаточно пушист. Вы стелете ему свежее белье на кровать, он недовольно фыркает: «Могли бы и накрахмалить для гостей». Наутро «бедняга» уже критикует расстановку мебели в доме не по фен-шую и жалуется, что плохо спал из-за того, что ваш ребенок ночью плакал, а кот бегал по коридору.
 
Как скоро вы выкинете этого «бедняжку» — зависит от вашего собственного инфантилизма. Люди с хорошими границами могут выкинуть бродягу уже при первой критике еды и больше никогда его не впускать. Выпнутый в итоге скитается от дома к дому, сетуя, какие люди эгоисты и бездушные. Проголодавшись и испачкавшись, он опять будет проситься в дома, чтоб его обогрели и накормили, и там история повторится.
 
Беда в том, что ума с каждой такой итерацией у попрошайки не прибавляется, он только все больше обижается на мир, злится, но не догоняет, что менять ему надо себя. Перестать просить, начать обзаводиться собственными ресурсами, стараться не брать, а отдавать, а если дают что-то — обязательно быть благодарным. Благодарность — это и есть, в сущности, разделение границ. Качество, присущее взрослой личности. Тебе дали что-то, тебе не принадлежащее, ты благодарен, стараешься дать что-то в ответ.
 

Собственно, аллегория с бродягой была про отношения людей. Любые. Очень инфантильные попрошайки, нарциссы, так и поступают. Они давят на жалость, рассказывают, как им одиноко, буквально прилипают к кому-то вкусному и… Начинают его жрать, если тот позволяет. Сильные личности таких отталкивают и обходят десятой дорогой, а если попрошайка впился в инфантильную личность, это будет кровавая война и потом долгие гештальты и стенания на весь интернет, как у них украли годы жизни, как их тиранили и абьюзили. Причем на тиранию и абьюз будут жаловаться обе стороны.
 
Еще один излюбленный неосознанный прием голодных попрошаек — т.н. «Подкат с подставой» (термин не мой, Эволюции). Когда инфантил сильно голоден, он может выкинуть такую неприятную штуку, после которой второй, даже будучи личностью сильной, может пошататься. Подкат с подставой — это когда один сначала что-то просит от другого, а потом все выворачивает так, будто ему это и не нужно было вовсе, а нужно второму. Фактически, свою нужду выдает за нужду другого. Например, умоляет другого посмотреть что с машиной. «Ты ведь такой спец, ты так разбираешься, ну помоги, прошу». Второй соглашается, начинает копаться в машине, и вопрошающий начинает его учить: «Это не так делаешь, то не этак, вообще не умеешь — не берись». И второй чувствует себя оплеванным. Его так просили, ему так доверяли, и что он сейчас слышит? Или парень девушку может позвать в хороший ресторан, да еще уговаривать и долго рассказывать, каких там подают омаров и какой там чудесный живой ансамбль. Сказать, что заедет за ней в 7 вечера, попросить нарядиться и накраситься, ресторан дорогой… Она наряжается, красится, Ждет назначенного времени, а парень молчит. Она звонит, он не берет трубку. Она сидит как дура накрашенная, отложила дела на вечер, а он пропал. На следующий день она ему кое-как дозванивается и возмущается, че за хрень. На что парень орет на нее: «Я был занят важными делами! Неужели непонятно? Я должен был ради твоего идиотского ресторана все отложить и ехать за тобой? Да еще на машине? Сама бы дошла — не растаяла. Вот эгоистка, тебе бы все ходить по ресторанам, пока я тут работаю!!!» И она сидит оплеванная.
 
При подкате с подставой надо понять, что человек в неадеквате. Он голоден по эмоциям, у него крыша едет. Ситуация неприятная, но она уже прошла, и теперь единственное правильное решение — дистанцироваться от этого дурачка и не иметь с ним никаких дел.
 
Поведение таких попрошает прекрасно показано в образе бога Каонаси, созданного потрясающим мультипликатором Хаяо Миядзаки. Каонаси — в переводе безликий. Это существо, способное исчезать и появляться, вместо лица у него маска, под которой скрывается огроменный голодный рот. У него нет лица, нет своего характера, как у инфантилов. Но он очень голоден. В мультфильме «Унесенные призраками» Тихиро впускает в дом Юбабы Каонаси, пожалев его. У Каонаси особенность — он умеет дублировать всякие предметы, но дубликаты ненастоящие, они из грязи. Так и попрошайки могут осыпать комплиментами (приторная лесть) или ныться океанами, подкупая доверчивых людей. Каонаси предлагает Тихиро золото, но ей не нужно. Каонаси злится, он хочет ее съесть. Зато у него получается подкупить работника бань — лягушонка, который падок на золото (как наивные люди падки на комплименты) и съедает его. После этого он приобретает черты лягушонка, а аппетиты его растут. Вот он подкупает ненастоящим золотом кучу персонала бань, все несут ему яства, он не прочь полакомиться и самим персоналом и вскоре становится настоящим стихийным бедствием. От него бегут, спасаясь, а он — огромный, наетый, жадный, громит все на своем пути и требует ту девочку. В итоге Тихиро дает ему горький пирожок, и Каонаси начинает тошнить, он выплевывает всех назад, жутко ругаясь. В жизни горький пирожок — это столкновение с суровой реальностью. Тот самый момент, когда ненасытного и критикующего попрошайку вышвыривают вон (прекращают отношения, уменьшают общение), и тогда он опять остается голодный. Дальше в мультике Каонаси начинает помогать Тихиро, а далее ее новым друзьям. В итоге он остается у сестры Юбабы — Дзенибы, и помогает ей по хозяйству. В жизни это был бы идеальный финал: попрошайка понимает, что жрать ресурсы людей нахаляву оборачивается трагедией. И куда продуктивнее быть скромным и помогать людям, получая что-то за это. Но в жизни попрошайки редко меняются.
 
Я сама реально удивляюсь, как такие люди доживают до 30, 40, 50 и более лет и не одупляют, что с ними что-то не так? Раз за разом они подползают, ноются, просят помощи, а впустишь их в личное пространство — сразу там садятся царями и властвуют, за что и получают пинка под зад. Но нет, все с ними  в порядке, — считают они. Это люди вокруг злые эгоисты.
 
Надо очень четко видеть и понимать свою нужду. Соблюдать субординацию. И если вы от человека что-то хотите, и вы ему не начальник и не родитель, то ваша позиция — снизу. Вон нередко на сайтах знакомств оголодалые мужчины пишут женщинам что-то вроде: «Хей, бейба, давай надевай чулочки сеточкой, приезжай ко мне, прихвати бутыль вина, а я — так и быть — оприходую тебя. Тебе же для здоровья надо. Нет? Ну и оставайся дура страшная с 40 кошками». Хотя нужно-то это мужику.
 
Люди часто это не рефлексируют, но всегда раздражаются, если просящий вдруг встает сверху и указывает, как надобно прислуживать его королевской персоне и как с ним обращаться.
 
Так студентка может жаловаться состоятельному парню, что в общежитии жить ужасно, на съем жилья у нее денег нет, что делать… Парень любезно приглашает ее жить у него, она приходит к нему в дом и заявляет: убираться и готовить не буду, что у тебя в холодильнике? Что за гадость? Собаку твою вонючую отправляем на помойку, мама пусть уезжает в свою деревню! И нормальный парень ее отведет откуда привел, правильно сделает.
 
А людям наука: не надо помогать другому, если у того нет крайней нужды. Не будьте спасателями — сделаете хуже и себе и спасаемому. В большинстве случаев попрошайка прекрасно может сам решить свои вопросы, пусть и решает, так он хоть научится самостоятельности. Если же решили помочь, отдайте только то, что не жалко, за что не будете просить взамен. Вашу помощь раскритиковали? Вас не поблагодарили? Скатертью дорога.

Добавить комментарий

(обязательно)

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.