Skip to content
 

Двухметровый крокодил с синдромом музы

Я недавно писала про «синдром музы». Именно в кавычках, потому что такие тетки — по сути надменные выскочки-прилипалы-командирши, которые насильно пытаются других вдохновить, заставляют их жить по образу и подобию своему — «единственно правильному». Тут даже не комплекс музы, а богини. И такие тетки остаются в луже, но поскольку их корона вросла уже в голову, они даже в луже делают изящные позы и говорят окружающим, что принимают супермодные грязевые ванны, а им — простым смертным — этого не понять.
 
Видели этих современных «личностно развитых» дур? Противные выпендрежницы, которые обчитались всяких психокниг, не удосужившись для начала личностно повзрослеть. Когда инфантил читает всякие психокниги и ходит на психотренинги, он учится на них просто побольше ресурсов себе отжимать. Попрошайничать зашкварно, ныть противно, наезжать опасно, и в этих психокнигах они ищут тонкие инструменты, как получать от людей необходимое. Хотя в книгах не об этом. Они — не для инфантилов. Они для взрослых психикой людей и учат выстраивать гармоничные отношения. Приходит такая личностно развитая дура и начинает вещать: «Я сегодня сменила лук, с утра помедитировала, чтобы быть в ресурсе и в потоке, визуализировала свои желания, наметила цели, обозначила границы и теперь то, что я хочу, станет моим». Окружающие посмеиваются, глядя на эту разодетую и размалеванную тупую страшилку, а некоторые даже знают, что ее «принц на белом коне», которого она сама добивалась через унижения, живет в ее квартире и жрет-пьет-получает бытовые услуги за ее счет. А предложение делать совсем не спешит.
 

И ведь такие дурынды были во все времена. Например, «личностно развитая дурында» отлично показана в героине знаменитого фильма «Самая обаятельная и привлекательная» Сусанне. Что сразу бросается в глаза в таких музанутых — это отсутствие спонтанности и легкости. Они похожи на роботов, в которых вложена определенная программа. Они даже говорят как роботы, да и двигаются тоже. Сами они эти ЭВМ. Своей личности в них нет. Своя мелкая детская личность там сидит и только покрикивает: «Дай, дай, дай». В фильме отлично видно, что Надя пусть и не женщина с шармом, и хоровода поклонников у нее нет, но все же она легкая и естественная. И это в ней очень привлекает. Почему она не замужем? В фильме показана, что ее жизнь состоит из работы, которой она отдана всецело и даже активистскую деятельность там ведет, и ее маме. Да, Надя — тоже маменькина дочка. Она скорее не ходит в кафе и на дискотеки, просто не гуляет по улицам. А так было бы больше вероятности кого-то зацепить. Она просто не занимается поисками. Но заниматься поисками в активной роли женщине не надо, как ее потом научит Сусанна. Надо просто расширять круг знакомств, общаться, а там уже что-то сложится. А на работе Нади круг поиска не так велик. Деревенщина Леша Пряхин, женатик-подкаблучник Миша Дятлов и мамкина конфетка красавчик Володя. Есть еще Гена, с которым Надя обожает играть в пинг-понг на перерыве. Но Гена застенчив и не делает к Наде шагов, хотя она ему явно нравится. И он ей. 
 
В трамвае Надя встречает старую подругу Сусанну и почти не узнает ее. Музанутые поначалу действительно кажутся людьми с шармом. Это потом, когда их узнаешь поближе, то весь шарм — это просто слишком высокое о себе мнение, которое с мнением окружения не вяжется. Человек сам себя считает ОГОГО, а окружающие так не считают. Сусанна — социальный работник, но занимается всякой фигней — пробует свои инновационные методы на живых людях. Методы откровенно дурацкие, результаты сомнительные, да и позже выясняется, что у самой музанутой личная жизнь, мягко говоря, не очень — муженек любит сам погулять от нее. 
 
Если коротко описать советы Сусанны, то это «Приоденься в модные шмотки, смени прическу, сама проявляй активность в отношении мужчин, а ненужных жестко отшивай». Странно, почему подходящим для Нади Сусанна сочла именно Володю, которому надо попочку еще подтирать и терпеть его закидоны? Потому что «за ним бегают все девки, а достанется он тебе (такой ущербной)»? Она реально ставила эксперимент: завоевать недостижимое. На Надю ей было плевать, ей надо было для своих трудов поставить реально сложный эксперимент. У музанутых так всегда. Плевать им на людей, которых они вдохновляют, им самим надо свои ништяки получить. 
 
А где вообще базовое для отношений — что надо выбирать мужчин, которые Наде подходят? Которые К  НЕЙ подходят сами и проявляют интерес. Помните, как Сусанна жестко попыталась опустить Гену? Подошла к нему вальяжно с каким-то идиотским соцопросом, скомандовала «отвечать не задумываясь» и задала тупые вопросы. Гена хоть и робок, но себя уважает, поэтому на провокацию Сусанны не повелся и вообще себя повел достойно. И даже на ее оскорбление «Все с вами понятно. Продолжайте играть в пинг-понг» и бровью не повел. Помните еще Сусанна сказала Наде, что Гена там кто? Техник? А, с ним все ясно» (не пойдет). А про Пряхина: «Конструктор второй категории? Нет, вторую нам не надо, только первую». А Володя разве не рядовой сотрудник? Он тоже рядовой сотрудник, еще и работник так себе. Халявщик. Он пойдет. Почему? Потому что «за ним все тетки бегают». Это азарт — такого закадрить. А про Мишу Дятлова она как жестила? «Женат? Не страшно. Можно развести. А, че. две дочки? Пусть живет. Алименты, дифференциированное отцовство…» Нормальная вообще баба? «Пусть живет» — решает она за человека, с которым даже не говорила.
 
Помните, как по-идиотски Сусанна «заклеила» мужика в кафе? Достала сигарету и начала жалобно водить носом — кто уже из идиотов догадается ей спичку поднести. Один повелся, зажег зажигалку, а Сусанна еще не торопилась поднести сигарету — мол, подождешь. И начала нести пугру про его «длинные чувственные пальцы». Липучая дурында. И когда мужчина пригласил девушек за свой столик, та его жестко отшила — «у нас тут женский разговор». Дурища. Сама приклеилась, сама и послала. Подкат с подставой. Заметьте, что Сусанна быстро потушила сигарету и сказала, что она вообще-то не курит. Это реквизит для привлечения мужиков. Прикиньте, какая у Сусанны потеря себя, если для привлечения мужиков она делает то, что ей противно, еще и гробит свое здоровье? И кстати, чем были плохи мужики? Может, Наде бы был жених. Но Сусанна решила, что он не подходит. Слишком легкая добыча. А легкие пути она не ищет. Ей нужен недоступный красавец Володя, который Надю вообще за женщину не считает. Да и за человека. Он кроме себя вообще мало кого считает за человека. В конце фильма позорная сцена, где он на концерт свою девушку привел и начал упрашивать Надю отдать ей свой билет. Нахальство лютое. Но посмотрите: он свою девушку мог подставить, ведь Надя бы могла не согласиться и билет не отдать. И девушка бы куковала, пока ее парень на классном концерте с другой девушкой. Мамкино сокровище. На улице Сусанна тоже жестко отшила мужиков, которые подошли к ним «спросить время», то есть деликатно познакомиться. Она их отшила моментально. Это что за садизм такой — наряжаться, привлекать, чтобы потом… отшить? 
 
Музанутые — это лютые командирши. А женщины-командирши, во-первых, антисексуальны, во-вторых, вечно остаются либо в луже, либо в роли ломовых лошадей для своих мужчин в короне спасательницы. «Я такая сильная и умная, где ему так придумать и сделать, дурачок, все сама, все на себе». Сусанна жестко командует Надей, прикрывая это «шармом» и своим певучим голоском. И откровенно ее подставляет. Заставляет буквально бегать за Володей, унижаться и пр. А помните, как она Надю рядила в брендовые шмотки? Наде это все было странно и непривычно, это не ее образ, но Сусанна же лучше знает, во что ей надо одеваться. И когда Надя накупила шмоток задорого, Сусанна скомандовала: «Отдавать будешь частями». То есть она Надю подсадила еще на деньги. «Музы» так часто и делают — заставляют своего подопечного покупать себе что-то дорогое, чтоб человек потом был денежно зависим. Убеждают, что без этой дорогой вещи никак не получится счастья, а человек влезает в долги и теперь должен этой «музе». 
 
Надя влезла в долги, Надя бегает за Володей и кормит его вкусняшками, которые он просто жрет — норм, халява. Надя забила на любимый пинг-понг и силится делать вид, что теперь увлечена шахматами. То есть она себя предает. В командировке она видит «истинное лицо» Володи и женатика Миши. Как они чуть из дома — уже девок склеивают, причем тупо и с враньем. Но ей и этого мало. Она дарит свой мягкий ластик (вымоченный в керосине) Володе, хотя тот, как работник, должен знать, как смягчать ластики. Ее пыл немного усмиряет пожилая коллега — Клавдия Матвеевна. Она баба с опытом, пожила и видит, какая хрень происходит. Ей претит унижение Нади, и она пытается ее выручить,сохранить ей лицо и присмотреть того, кому она хотя бы интересна. Леху Пряхина. Деревенщину с плохим имиджем и грубоватыми замашками. Да, это не лучший вариант, но Наде хотя бы бегать не придется. И она нашептывает Лехе приодеться и побегать за Надей, как это вообще-то и полагается — не женщине бегать за мужчиной, а наоборот. Но Сусанна Леху отвергает сразу. Опять же — ей не надо легких путей. Хотя Леха действительно не против. Нет, ей надо подтвердить свою теорию — что женщина сама идет и берет что ей надо. И кого надо. Ведь своего муженька Аркадия (прекрасно сыгранного Александром Ширвиндтом) она именно завоевала, но муженек ходит налево, и она предпочитает этого не замечать и делать на люди идиллию их красивой семьи. Ей надо убедить всех вокруг и себя, что она все сделала правильно. Ей на Надю плевать. Серая Надя там или неказистая Света, или тупая Оксана, или мужиковатая Лена. Ей важно, чтоб ее метод работал, а ее подопечные потом были бы всю жизнь ей благодарны и несли ништяки. 
 
Она и мужа своего впрягает в свою херню. Просит Аркадия забрать Надю на машине от работы «и увезти в неизвестном направлении». Зачем? Володе она без того неинтересна, даже с брендовыми шмотками и вкусными пирожными, а теперь он увидит, что у нее богатый ухажер и выдохнет — уфф, она несвободна, и слава богам. Сильно приставать не будет. Надя на работе же сказала, что этот мужчина уговаривает ее выйти замуж. И Володька говорит: «Так иди». Он прямо ее уже послал. Ничего у него не екнуло, он рад. Вот Гена бы мог среагировать и взгрустнуть. Надя ему нравится. 
 
Ну и окончательно Надя прозревает, когда Аркадий ее просит его выгородить, пока идет налево. Надя меняется в лице. Она понимает, что сейчас с нее пелена упала, и открылась жесткая реальность. Она спрашивает Аркадия, любит ли он Сусанну. Тот уходит от вопроса — мол, Сусанна очень умный человек, я ее уважаю… И Надя понимает все. Что гурыня, которая ее учила, как создавать семью, сама себе счастливую семью создать не смогла. А дальше Надя очень красиво и уважая себя  сказала Володе, что она перестает за ним бегать, сама просит прощения (!) за свою навязчивость, а не упрекает его в холоде и неблагодарности. Отказывается, когда он мямлит извинения про концерт и обещает ее сводить куда-то (конечно, никуда не поведет, но на него слишком уж наехал Пряхин, и как -то извиниться надо было, чтоб лицо не потерять). В общем, действительно гордо и красиво. После такого красивого ухода всегда случается камбэк, и в последних кадрах мы видим, как с удовольствием Надя возвращается к пинг-понгу — тому, что ей реально нравится, а Пряхин, Володька и Миша уже сами стоят и за ней наблюдают. Очень красивая сцена, сценарист фильма вообще гений. 
 
И посмотрите, как в течение всего фильма была видна легкость, естественность и спонтанность Нади и как вычурно-нелепо смотрелась напыщенность Сусанны. Помните, когда она впервые пришла на работу к Наде? Стоит такая вся из себя. Одним внешним видом готовая сразить наповал всех мужиков. Она себя королевой считала. А Миша сказал Наде: «Двухметровый крокодил с улыбкой Моны Лизы». Охарактеризовал. Надя очень деликатна, она не стала это передавать подруге, но это тоже был знак — что Сусанна вовсе не сражает мужчин наповал, вон какое о ней мнение. Мнения других о ваших знакомых очень важны. Они обычно открывают глаза на истинное положение дел. Со стороны обычно виднее. 
 
В самом конце Надя не посылает эту Сусанну с ее экспериментом и ЭВМ куда подальше. Хтя помните, что сказала Сусанна? По результатам теста ЭВМ показала, что Володя — это интроверт с замашками неформального лидера. Бред полный, какие там замашки лидера. Да и эта тема — раскусывать человека, выяснять его психотип, чтобы знать, как его лучше заклеивать — это унижение. Все равно что выяснять тип замка, чтобы лучше подобрать отмычки и его вскрыть и обнести квартиру. Схема при женской инициативе одна: сделать шаг, максимум два, и посмотреть, станет ли мужчина после этого сам делать шаги навстречу. Или он вообще шаги отвергает, или просто принимает, а сам не делает. Тогда все, вообще перестать даже смотреть в его сторону. Шаг-два и все для женщины! Женский шаг стоит куда дороже мужского, это уже огромные вложения. А дурынды, которые мужчину завоевывают, потом или остаются одни, или мужчины на них ездят как хотят. Вот если бы Надя к Гене сделала шаг и пригласила бы его куда-то сходить вместе, Гена наверняка бы отозвался и дальше все сделал сам. Ну робкий он, порядочный. Он Сусанне совершенно искренне ответил, что не понимает, какие последствия могут быть у чашечки кофе. Для него пригласить на кофе — значит попить кофе. Самая концовка фильма и песня неприкрыто показывают, что Надя будет с Геной, и это будет счастливая пара. Как они радуются, играя в пинг-понт — открытая, искрящаяся, чистая радость. «Надя, как я рад тебя видеть» — сказал он, когда она пришла после перерыва. Она ответила: «И я». Это такое, взаимное признание в симпатии было. Гена, возможно, потому и тупил, что не ценил особо Надю. Она всегда прибегала на пинг-понг, всегда была рядом, чего дергаться. А как он получил урок, что она может и уйти — немного одуплил, что надо бы уже что-то предлагать. В кино это нам не покажут, но это итак понятно. Да, Гена тоже тюфяковый, скорее мамкин пирожочек, но хоть не высокомерен, как Володя. Немного инициативы Нади — и вполне может получиться гармоничная семья. Надя будет более активной и решительной, а Гена будет давать ей любовь и спокойствие. И деньги зарабатывать. Такие семьи живут. Там активная жена не превращается в ломовую лошадь, а спокойный муж спокойно любит жену, делает ремонты в доме, отлично воспитывает детей. 
 
Сусанне Надя совершенно искренне говорит: «Я тебя люблю, Сусанночка». И понимает, что любит, но вся эта мышиная возня с завоеванием мужчин, которым она не нравится, не для нее. И берет ракетку и летит на крыльях играть в пинг-понт с Геной. Отличный финал. 
 
Обычно так и поступают с музанутыми тетками. Сначала слушают — ну да, чета умное говорит, как-то брендово выглядит, скорее не чушь несет. А потом видят, что жизнь этой музанутой далеко не образец, а ее советы приводят только к провалам, да и некомфортно следовать этим советам, это перешагивание через себя. Далее их отшивают деликатно — мол, нет времени, замотался, как-нибудь увидимся и пр. Те продолжают лезть, их отшивают уже жестко, а музанутые быстро обесценивают свою недоделанную Галатею, пытаются ее догнать и уже насильно завоевать или уничтожить. Стандартный путь инфантила. В фильме это не показано, но Сусанна еще будет лезть к Наде и ругать ее за то, что та выбрала дурака Гену, который не понимает, какие последствия могут быть у чашечки кофе. Наверное, дурачок про секс ничего не знает. Она еще попрется к нему уроки сексуального воспитания давать, ведь она же уверена, что и в постели она лучше всех знает, как надо себя вести мужчинам. Как они вообще без ее советов сексом занимаются. Эх, заблудшие души… Музанутые реально видят в других Галатей, то есть безжизненные статуи, из которых надо вытесать красоту. Но другие люди — не куски мрамора. Они живые. И никому не нравится, когда режут по живому и пытаются втиснуть в какое-то Прокрустово ложе.
 
Кстати, мало кто понял про Володю эту тему наушников. В то время плееры с наушниками стали появляться только-только, это была суперкрутая редкость. И когда их стали покупать, обнаружилась неприятная особенность: до человека в бананах не всегда можно достучаться. Он тупо не слышит, когда к нему обращаются. Типа «я такой, никого не хочу слышать». Поэтому к Володе приходится обращаться дважды. В первый раз он тупо не слышит. Чтоб он соизволил снять наушники и услышать, надо либо громко орать, либо подходит к нему. Это создание своей искусственной важности. Мол, к нему просто так не обратишься (на кривой козе не подъедешь). Такой он — мамкин леденец. 
 
В фильме «Самая обаятельная и привлекательная» лучше всего показан синдром музы — как это со стороны выглядит нелепо и ужасно. И в какой жопе луже сидят эти музанутые, которые отчаянно пытаются показать, какая у них супер жизнь, хотя это не так. Кто фильм не смотрел — смотреть обязательно. Он 1985 года, но актуален по сей день. 

Добавить комментарий

(обязательно)

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.