Skip to content
 

Джоакер Феникс. Оджокереть может каждый из вас.

Джокер Феникс фильм

И я решила написать об этом фильме не потому, что он реально классный, гениальный и модный. Не потому что написать очередной отчет про Джокера — это хайпово и сорвет много просмотров. А потому, что мне лично близка ситуация Джокера, до слез. Возможно, и кому-то из вас. Будет много спойлеров, не советую читать статью до просмотра фильма. А вот смотреть фильм как раз очень рекомендую.
 
В психологии давно проведен ряд экспериментов, доказывающих, что любой человек при определенных условиях превратится в преступника. Фильм «Эксперимент» (игра «заключенные-надзиратели), палачи СС, которые знали, что нельзя убивать людей и маленьких детей, но евреи просто не люди — так им объяснили, знаменитый случай про отца изнасилованной девочки, собственноручно убившего насильника. Много еще примеров. И если сейчас на вас белое пальто, что «уж вы-то точно не такой», то я вас разочарую. При определенных условиях и вы пойдете на преступление. И вы будете преступником, и на вашей совести будут смерти или тяжелые увечья, даже если у вас были основания это сделать. ХАХАХАХА!!!!!
 
В первый раз фильм я посмотрела в кинотеатре, второй раз дома, в третий раз пересматриваю, пока пишу эту статью, для достоверности диалогов.
 

Сразу сделаю заявку: этот фильм нужно рассматривать в отрыве от любых других фильмов про Джокера. Не надо даже сравнивать Феникса с Леджером, Николсоном, Лето и… кто там еще Джокеров воплощал. Да, Хит Леджер в роли Джокера — это просто отдельная веха в истории бэтменианы, так гениально сыграть абсолютно отмороженного на голову преступника не смог еще никто. Но работа Феникса и взгляд на историю Джокера режиссера Тодда Филлипса — это отдельный фильм. Хотя одна аналогия у меня проскочила: Остап Бендер в «12 стульях» (лучшее воплощение — Арчил Гомиашвили, ни черта не Миронов) и он же в «Золотом теленке» (Сергей Юрский, Меньшикова принципиально в этой роли не смотрела при моей нежной к нему любви, хватило трейлера, чтобы понять, что Меньшиков — не Бендер). Кто помнит этот олдскул, Бендер в 13 стульях — молодой и горячий аферист, а в Золотом теленке — умудренный опытом, вполне успокоенный и не особо вяжущийся с тем молодым горячим образом аферюга (тем более, молодого сначала по сюжету убили). Такая вот аналогия. Да, много логических нестыковок в историях и даже годах жизни Джокеров Леджера и Феникса, но — повторюсь — это просто разные фильмы с разными взглядами на историю Джокера разных режиссеров. Если уж совсем углубляться, то Джокер Филлипса — тяжелая и глубокая психологически-социальная драма, и об этом будет большой рассказ.
 
«Что вы получаете, если смешаете психически больного одиночку и общество, которое игнорирует его? Которое издевается над ним? Вы получаете то, что заслуживаете» (с). Джокер в фильме — не просто персонаж комикса. Он воплощает собой образ безжалостного преступника, опасного элемента общества, которого общество при определенных условиях взрастило само, само! Как это происходит, фильм повествует последовательно, глубоко и до мурашек. В первый раз фильм мне не очень понравился, потому что я не увидела в нем сильной драмы. Но это потому, что я — олдскульный крокодил, и для меня драма — это сцены позатянутее и размышления подольше. Взять того же «Сталкера» Тарковского. Но на втором просмотре я поняла, что если бы Филлипс еще и затягивал до неописуемого драматизма каждую сцену, то фильм бы шел все 5-6 часов. Событий нужно было показать много, ничего лишнего в фильме решительно нет, вот ни одного гвоздика, и это надо было уложить в лентовое 2-х часовое время. Так что все в порядке, драма вышла уух!
 
Артур Флек — мужчина средних лет, работающий аниматором за копейки. Он просто хочет смешить людей и доставлять им радость, ведь так его учила его мама. По ее словам, он рожден нести людям радость. И он искренне в это верит, хотя самому уже к 40 годам по фильму (в жизни Фениксу 44 на момент съемок). Он инфантилен, задержавшись в развитии на уровне подростка лет 16-17. Он нарциссичен, поскольку не понимает своего существования без отражения, без признания, без зрителей и аплодисментов (об этом позже), как и его мама, он имеет… расстройства психики в виде неконтролируемого смеха и галлюцинаций. У мамы тоже расстройство психики, и в конце выясняются еще некоторые подробности детства, из которых вообще непонятно: передались ли психические расстройства Артуру от его мамы или это случилось в результате черепно-мозговой травмы. Герой преданно ухаживает за мамой и считает себя хорошим и заботливым сыном.
 
И он болен. Он урод, только моральный. Общество еще понимает физические дефекты: будь то врожденные уродства или приобретенные травмы и шрамы (сразу шрамы Джокера Леджера вспоминаются!). И над дефектными физически людьми как-то не очень охотно смеются — неприлично. А вот к психотравматикам общество безжалостно. Люди, не имеющие психических расстройств и психотравм, не могут понять психотравматика как не может понять всего спектра цветов дальтоник. Меж тем, психотравмы могут тоже быть врожденными и приобретенными. Кто меня читает, знает, что я — недолюбленный ребенок, который не имел безусловного принятия и безусловной же родительской любви (огромную работу над этим проделала и еще делаю). Критика, частые унижения, отречения в случае моих проблем — это, конечно, не травма Джокера. Но и меня это сделало отчасти моральным уродом и бездонным в плане любви нарциссом. И понимают меня такие же, как я (благо, в группах поддержки таких можно встретить). Потому драма Джокера мне отчасти близка.
 
Но Артур рос в 80-х годах прошлого века, в буквально засранном мусором городишке Готэме. Тема чрезмерной замусоренности города поднимается почти в самом начале фильма. Какие группы поддержки? Артуру, как состоящему на учете в чем-то вроде тамошнего ПНД и сидевшего уже в дурке (сколько раз — не указано, но показан один), выделили социального психолога. Которому (-ой, если точнее) на героя… Да просто насрать! Она сидит с каменным лицом строгой училки, задает каждый раз Артуру одни и те же заученные вопросы, не слушает ответы, не хочет даже врубиться, что с ним. В общем, никак ему не помогает. Хотя он — очень старательный пациент и ведет дневник записей, как она его просила. То есть пытается себя поменять. Но тщетно.
 
На убогой работенке с копеечной зарплатой (а куда еще психу устроиться?) Артура недолюбливают коллеги. Все, кроме одного — карлика. И это так символично: вроде свой свояка понимает. Впоследствии это сыграет еще огромную роль — хорошее отношение к герою аниматора-карлика. Почти в самом начале с будущим Джокером случается несчастный случай: группа подростков избивает его на улице, когда он работает зазывалой, и ломает ему плакат об него же. Камер тогда не было в помине, ловить юнцов сам Артур не стал, назвав их несмышлеными подростками. Однако этот инцидент стал «Джокер: начало». Артура реально обидели, и масла в огонь подлил его босс, который не поверил в историю избиения и сказал, чтоб бедолага вернул украденный(!) плакат, иначе он вычтет из его без того скромной зарплаты. Босс также не забыл упомянуть, что героя недолюбливают и побаиваются сослуживцы. В тот момент у Артура на месте улыбки, которую он старательно натягивал аж руками, появляется гримаса гнева и бессилия.
 
Впрочем, силы ему придал тут же подаренный одним из сослуживцев револьвер. Инфантильный Артур не догадался, что его очень искусно подставляют и откровенно верит коллеге, когда тот говорит: «Я же твой кореш, потом сочтемся». Так у обиженного появляется оружие, и теперь сила есть. Но Артур не убийца, он еще верит в людей, он еще отчаянно пытается стать нормальным человеком, выдающимся стендап-комиком и веселить людей. У героя есть кумир — знаменитый комик Мюррей Франклин (сыгранный Робертом де Ниро), у которого свое популярное ночное шоу вроде как у нас «Вечерний Ургант». Артур иллюзионирует, что Мюррей мечтает быть его отцом, ведь своего отца он не помнит вообще.
 
На очередном сеансе психотерапии Артур пытается донести психологу (которой — напомню — насрать на него демонстративно), что он не понимает, существует ли. Что у него всегда негативные мысли. А это нарциссизм в чистом виде. Инфантилизм и нарциссизм — почти одно и то же, кстати. Нарцисс не понимает своего существования без «отражений». Ему нужны овации, признание, но только не игнор, который он получает. А еще он получает в свой адрес агрессию, раз за разом трансформирующую его в Джокера. Слушайте, а я статьи просто так пишу? Бешусь с жиру? Это тоже попытка отразиться, быть нужной, популярной. Те же банальные лайки дают мне ощущение существования, да. Без этого мне не жизнь в моральном плане. Да, Артур пытается донести и заодно выбить побольше рецептов на таблетки, которые хоть как-то купируют его недуг, но соцработница равнодушно говорит ему, что проект соцподдержки сократили, и встреч больше не будет.
 
Примерно в это же время герой встречает симпатичную женщину с маленькой дочкой — свою соседку по этажу, и по ходу фильма у него возникает очередная галлюцинация, что они начинают встречаться. Ведь спутница жизни к этой жизни его бы вернула… В теории… В галлюцинациях…
 
Программу соцподдержки свернуло правительство и лично баллотирующийся в мэры Томас Уэйн. Да-да, отец маленького брюса Уэйна, который будущий Бэтмен. Тот же Томас Уэйн, которому наплевать на зарастание города мусором и — как следствие — нашествие крыс. Тот же Уэйн, который при откровенной нищете и убогости города (одно засранное метро чего стоит) спокойно живет в шикардосном пятиэтажном особняке и ходит в элитный театр. Тот же Уэйн, которому мама Артура регулярно пишет письма с просьбой о какой-то помощи, ведь мама героя много лет прислуживала в доме Уэйнов, но он не читает письма и плюет на личные просьбы Артура хоть как-то выправить убогое существование его бывшей работницы и ее сына. Поняли, к чему это все показано? Достаточно посмотреть несколько обращений Уэйна к избирателям, чтобы понять, что они для него пустое место, грязь, рабы. Ведь только рабам можно сказать, что убийца его людей — просто клоун, да и все они сами — клоуны. Только рабов можно открыто посылать на просьбы помочь. Только к рабам применима политика кнута без пряника, о которой я писала. Именно поэтому рабство себя когда-то изжило: система откровенно дрянная и нежизнеспособная, никак не мотивирующая. Но Уэйн поступает с горожанами и будущими избирателями именно как с никчемными рабами. Он все равно прекрасно знает, что купит себе кресло мэра и даже не заметит это маленькой растраты. Так зачем ему заморачиваться на организацию уборки мусора, если мэром он будет так и так? Смешно. В его особняке и элитном театре мусор убирают, что еще надо? Какие-то там горожане…
 
Теперь тест на то, как вы хорошо помните историю. Когда возникает слишком большая разница между богатыми и бедными людьми на какой-то локации. Когда власти открыто и откровенно плюют на народ, что назревает? Правильно: революционная ситуация. А ну-ка, ребят, разве сейчас у нас не то же самое? Нефтедобывающая страна, в которой космические цены на бензин растут постоянно. Патриарху Кириллу строят очередную шикардосную резиденцию, но «Денег нет, а вы держитесь». С божией помощью наверное. Зато резиденция совсем не с божией, а с финансовой помощью строится. «Макарошки всегда стоят одинаково», «Государство вас не просило рожать», а? Ну-ка, давайте вспомним:
 

 
Вот же прям оно: отношение как к скоту. И Уэйн это беззастенчиво демонстрирует с экранов. А что за трое убитых парней? Это буквально «Первая кровь», пущенная главным героем. Но до этого был еще один неприятный эпизод: его уволили с работы. Тот самый револьвер, который висел не на стене, а лежал у Артура в одежде, выпал на очередном анимационном шоу под отвисшие челюсти окружающих. Увольнение последовало незамедлительно, и герой остался без работы. Ребят, кто знает, что такое для мужчины работа — поймет, каково это: понять, что работать ты больше нигде не сможешь. Не будешь. В запущенном городе без того с работой напряженка плюс Артур — клинический псих с навечно записанным актом выпавшего во время представления оружием. А для мужчины вообще работа на первом месте. Не отношения, как для женщины, а работа. Лишить мужчину возможности трудиться — фактически лишить его смысла жизни.
 
Когда уволенный клоун Артур ехал в метро домой, в образе, в его вагон на беду подсели трое парней. Элита с Уолл-Стрит. Парни были навеселе и начали обижать сидящую напротив них девушку, которая не знала, куда деться от пьяной власти. Но на счастье и на беду у Артура от увиденного случается приступ неконтролируемого смеха, и он невольно привлекает внимание тех парней, отвлекая их от девушки. Парни нашли новый объект докапывания — на сей раз нашего героя. Они начинают его избивать, но теперь истерически смеющийся клоун вооружен. Переклин в мозгах, та самая точка перелома и невозврата — и чеховское ружье выстрелило. Артур на окончательном срыве перестрелял ребят, попутно осознавая, что пути назад уже нет и не будет. Ни в работу, ни в честную и чистую жизнь.
 
Теперь Артур окончательно решается попробовать себя в жанре Стенд-ап, ибо идти ему совершенно некуда и зарабатывать на жизнь тоже нечем. Он подготовил шутки, вышел на сцену и… от волнения аж до реальной боли в горле залился неконтролируемым хохотом. Потом все-таки выступил, но показали зрителю всего пару его шуток. Выступление снискало внезапный и позорный успех: над аляповатым выступлением главного героя публично посмеялся в своей передаче Мюррей, что нанесло еще один удар по психике Артура.
 
После — еще одно откровение. Уже начинающий Джокер решил вскрыть последнее письмо матери Уэйну, где та писала, что Артур оказывается… сын Уэйна. Дескать, у матери главного героя и Томаса когда-то была любовная связь, и результат связи сейчас читает это письмо. Окрыленный надеждой на какое-то достойное существование, Джокер два раза пытается донести до Уэйна свое прошение… даже не о денежной помощи. Он надеялся обрести отца. Сам же Уэйн демонстративно плюет в лицо Артуру, заявляя, что мать — сумасшедшая, история выдуманная, а сам он — приемыш, и о его существовании Уэйн и думать не хочет. Еще один плевок на горожан, видите? Женщина, которая много лет прислуживала в его доме, не самостоятельна (Артур за ней бережно ухаживает), нищая и у сына дела из рук вон плохи. Томас по-человечески мог бы ей помочь просто деньгами. Для него десятки тысяч долларов — вообще незаметная трата. Дал бы денег — может, от него бы и отстали. Но ему плевать, плевать, что им почти нечего жрать и живут они в ужасном доме. Плевать на бывшую работницу. Плевать на двух горожан в его Готэме, плевать на двух потенциальных избирателей.
 
А, что же полиция? Они уже вплотную подкапываются к Джокеру, но тому постоянно удается увиливать. Мама героя попадает в больницу с инсультом, а к нему самому домой приходят бывшие коллеги-аниматоры. Тот «кореш», что снабдил револьвером, и карлик. Кореш понял, что дело пахнет керосином и уговаривает Джокера не выдавать, кто ему дал револьвер. Джокер — инфантил, но не дебил. Он прозревает и понимает, как люто его подставил так называемый «кореш» и тут же хладнокровно разбирается с этим корешем. Карлик в лютом шоке, он хочет сбежать, но не может дотянуться до защелки на двери. По мне так это просто колоссальная сцена. Ребят, кто смотрел — помните? Стоит просто обосравшийся от страха карлик, рядом окровавленный трупешник кореша, полуприпизднутый на голову Джокер в следах крови и… Джокер, извиняясь, идет открывать карлику дверь, на прощание целуя и благодаря, что только тот к Джокеру относился по-человечески. Супер сцена, ааа! То, что по-человечески к Джокеру относился только карлик, — это отличный символ, и я это объясню в конце статьи.
 
Чуть позже Артур таки решает выяснить, прав ли Томас и добывает в психиатрической клинике, где когда-то наблюдалась его мать, документы на нее. В документах сказано, что — да — он — усыновленный ребенок, а его отчиму мать-не-мать позволяла избивать маленького Артура и всячески над ним издеваться до жутких зверств и черепно-мозговых травм. После этого Джокер душит в клинике мать-не-мать.
 
А далее Джокеру выпадает еще один крупный шанс. Его приглашает на свою передачу сам Мюррей! Вот она — звезда его счастья! Вот он: момент славы и признания. После убийства кореша Джокер уже в полном образе как раз отправляется на вожделенное шоу, где Мюррей в гримерке разговаривает с ним просто и без пафоса, соглашается объявить его как Джокера. Но у Артура свой план на выступление и своя система юмора. Отличная от того юмора, который, по мнению Мюррея, является единственно смешным. В студии Джокер решает отомстить Мюррею за то, что тот опозорил его на весь город, хотя Джокер сначала видел в Мюррее кумира и даже своего потенциального отца. Представляете, как его чудовищно обломали? Под видом «пригласить на шоу и прославить» на деле сделали из него не комика, а посмешище. Над ним не смеются, как он хотел, а потешаются. Джокер в прямом эфире беззастенчиво рассказывает про то, что тех трех парней пришил он и далее его прорывает. Следуют просто фееричные монологи о его наболевшем, ведь сейчас его слышит натурально весь Готэм. И чисто-джокерский финал сцены, в которой он застреливает в прямом эфире Мюррея.
 
Джокера уже увозит полиция, но его фанаты и поклонники, которые еще с убийства трех парней организовали протест-движение в масках клоунов, вызволяют героя, учиняют в городе лютый хаос и убивают Томаса Уэйна и его жену на глазах у юного Брюса Уэйна — будущего Бэтмена. Апогей фильма — очнувшийся после вызволения чутка окровавленный Джокер рисует из кровоподтеков себе улыбку и поворачивается к огромной и обожающей его толпе. Теперь у него миг славы и жизнь удалась! В самом конце его помещают в психиатрическую клинику, но ему это уже пофиг — он достиг цели. Он знаменит, он виден, он принес пользу и радость. Пусть и такую кровавую.
 
Уфф, по сценарию разобрались. Теперь надо осилить разбор, ибо я сама почти в слезах. Феникс — гениальный актер. Герою неподдельно сочувствуешь, его жалеешь до слез, особенно когда отчетливо видно, как у Артура под гримом улыбки на лице гримаса боли и отчаяния, как точно он изобразил физическую боль и ребаный стыд в сценах неконтролируемого смеха. И если Хоакину Фениксу не дадут Оскар за лучшую мужскую роль, я сама пойду учинять беспорядки 🙂 Мне Хоакин Феникс запомнился больше по роли в фильме «Она» — тоже глубокая драма, и драмы Фениксу удаются на 5+. В конце показа актеру аплодировали стоя. Ребят, это надо видеть, просто видеть.
 
Отдельное браво режиссерской работе, музыке, освещению. Все подобрано на ура.
 
Теперь объясняю, что происходит с моральными уродами, нарциссами, отвергаемыми и недолюбленными. Вроде Джокера. И отчасти вроде меня. Мы — бездонные ямы, нуждающиеся быть любимыми и полезными. Все люди нуждаются быть любимыми и полезными, но у нас эта потребность гипертрофирована. Мы реально умираем морально (затем — нередко — физически), если не получаем постоянного положительного отклика от этого мира. При правильном формировании жизни мы начинаем находить в ней опоры. Сами. Это работа на публику. Артур-аниматор, я — блогер. Работа, где есть возможность получить порцию оваций. Многие нам подобные идут в актеры, певцы — на эстраду, в общем. Также опоры — это наши близкие, друзья, любимые. Теперь по сценарию еще раз посмотрите, как Артура весь фильм лишали опор. Раз за разом, раз за разом, грубо выбивали из-под него очередную сваю, которая казалась ему крепкой. Мама-не-мама, кореш, который подставил, равнодушная соцработница, шоумен, который опозорил, будущий мэр, который наплевал, работодатель, который уволил.
 
Когда человека постоянно бьет судьба, он или ломается до состояния овоща, или собирает яйца в зубы и преодолевает трудности и становится сильнее, или становится мстящим психом. Ооо, предвкушаю, как белопольтовые сторонники лозунга «соберисьтряпка» сейчас негодуют. Ребятушки, у которых в жизни не все так плохо, а вы себе представляете, каково это — каждый день идти на борьбу, каждый день себя лепить и латать дыры, каждый день преодолевать трудности, непонимание, агрессию, ощущать, что ты не такой, что тебе просто многие вещи недоступны, а если и доступны, то адовыми усилиями, в то время, как «нормальным» они достаются легко или с меньшими усилиями? Эта тема в «Джокере» отлично показана с помощью… лестницы. Той самой лестницы, по которой он каждый раз поднимался, идя с работы. Лестница, кстати, находится в Нью-Йорке и уже стала священным местом Джокера для поклонников фильма. Предвкушаю количество селфи на ней. Так вот. Лестница символизирует каждодневный, каждодневный трудный подъем. Знаете, сколько я себя переделываю, меняю и как долго обрастаю броней? Написала цикл статей «Как говорить «нет» и ставить личные границы» и пишу об этом еще. Но мне работать и работать над собой, и порой хочется все бросить и скатиться вниз, например, когда понимаешь, что очередному мужчине, с которыми начались отношения, ты не нужна. Не нужна — и все тут. Или когда в моем предпринимательстве из-за кризиса резко упали доходы, а посещаемость сайта снизилась в разы. Подниматься каждый день по миллиметру, чтобы скатиться на километр за один раз. Как та улитка в знаменитой детской математической задаче. Весь день ползала вверх на 3 метра, чтобы вниз скатиться на 2. Так и мы. 
 
Подниматься всегда тяжело. А вниз идти легко и приятно. Посмотрите, как в фильме Артур тяжело под дождем поднимается на лестницу несколько раз и как единственный раз, в солнечную погоду, в гриме и костюме станцовывает с нее вниз. Очень символичные сцены.
 
Что касаемо опор, то в конце выяснилось, что единственная опора Артура, хоть как-то годная называться опорой, — это карлик. Скромный карлик, который даже ростом мал для опоры. Тоже очень символично.
 
В общем, возьмите одинокого морального уродца, начните его игнорировать или — хуже — травить, поместите его в условия отношения как к мерзкому рабу и недочеловеку — и получите Джокера.
 
Учитывая нынешнюю обстановку в России и количество психотравматиков (а их мноооого, я общаюсь в тематических группах!), как думаете, сколько Джокеров уже чистит стволы? А?
 
И — да — если вы поставите лайк этой статье Вконтакте, то Джокер в моем лице пока еще потерпит 🙂

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

(обязательно)

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.